Форум » Общая инфа по теме строительства своего дома, инфраструктуры и др. » Закон о выделении бесплатных земельных участков для ЖСК » Ответить

Закон о выделении бесплатных земельных участков для ЖСК

Nikolay: КООПЕРАТИВЫ НА НОВЫЙ ЛАД: ЖСК СНИЗЯТ СТОИМОСТЬ ЖИЛЬЯ НА ТРЕТЬ http://стройтомск.рф/novosti/кооперативы-на-новый-лад-жск-снизят-стоимость-жилья-на-треть-110 Что такое ЖСК В Советском Союзе существовали жилищные кооперативы, которые позволяли гражданам приобрести жилье, правда, не в собственность. В новых кооперативах есть сходство с этой моделью, но тем не менее это принципиально другой механизм. Схема строительства ЖСК существует в России уже давно, однако, по сути, она работает и обкатывается только в пилотных проектах, в основном на землях Фонда развития жилищного строительства (РЖС). Развитие ЖСК идет в соответствии с законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ЖСК, созданных в соответствии с законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". Стоит отметить, что после принятия федерального закона 214-ФЗ "О долевом участии в строительстве" схема ЖСК осталась одной из двух легитимных схем реализации недвижимого имущества физическим лицам, наряду с договором долевого участия (ДДУ). Поправки в 214-ФЗ от 30 ноября 2011 года существенно изменили статус кооперативов. Теперь ЖСК легитимен, является владельцем участка, где ведется строительство, либо создан до внесения поправок. Эти поправки фактически приравняли жилищные кооперативы по статусу к застройщикам и запретили юридическим лицам быть пайщиками кооператива. Как рассказала "РБК-Недвижимости" генеральный директор ОАО "Главмосстрой-недвижимость" Наталья Козлова, главное отличие схемы ЖСК от ДДУ в том, что члены кооператива должны самостоятельно организоваться и выбрать правление, которое и будет привлекать строительные организации для возведения дома. За самостоятельность приходится платить ответственностью: члены кооператива берут на себя риски, связанные со строительством. По ДДУ застройщик несет ответственность перед покупателями, например, за несвоевременную передачу объекта, пояснила эксперт. Реализация пилотных проектов В России активно создаются ЖСК при господдержке, которая предполагает бесплатное предоставление земельного участка для строительства, содействие в обеспечении подключения к сетям, бесплатное предоставление типового проекта, специальные ипотечные программы и другую помощь. По оценке экспертов, все это позволит снизить стоимость строительства на 30–35% от рыночных цен на жилье. По сути, строительство жилья по схеме ЖСК позволит выключить из процесса главного выгодополучателя – инвестора или девелопера – и приблизить цены за "квадрат" к его себестоимости. На конец 2012 года в России Фондом РЖС было создано четыре ЖСК, к августу этого года их уже 40. Сейчас создается уже 63 проекта в 38 субъектах. "Это говорит о том, что этот формат становится популярным", – считает руководитель дирекции социально ориентированных проектов Фонда РЖС Наталья Коротченкова. Стоит отметить, что это реализуется не только в регионах России, но и в Москве и Подмосковье. Так, в Лефортове на землях фонда строится 17-этажный дом для ученых. В Подольске и Жуковском создаются подобные ЖСК. "Госстрой определил стоимость строительства в Москве в 94 тыс. рублей за 1 кв. м, что намного ниже средних цен в столице. Думаю, что строительство жилья не выйдет за эти рамки, что в итоге для пайщика будет выгоднее, чем покупка квартиры на рынке", – говорит Наталья Коротченкова. По ее словам, сейчас пай должен быть выплачен в процессе строительства здания (за два года и более), но, несмотря на такие сложности – в отличие от ипотеки, когда кредит дается на 20 и более лет, – желание у населения войти в ЖСК огромное. В регионах также развивается местная нормативно-правовая база. По данным Госстроя, например, в Московской области в 34 ЖСК состоит 4771 человек. Напомним, что правительство Московской области одобрило законопроект "О предоставлении земельных участков жилищно-строительным кооперативам на территории Московской области", и он внесен в Мособлдуму. Закон предполагает бесплатное выделение земельных участков кооперативам для строительства жилья экономкласса. В ЖСК могут войти работники государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры, а также многодетные семьи. Уполномоченный орган, определяемый правительством области, должен вести сводный реестр граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива. Уполномоченный орган отбирает и земельные участки для передачи их кооперативам, если земля находится в собственности региона, а если участок находится в ведении муниципалитета, этим занимается орган местного самоуправления. Участок будет предоставляться кооперативу после уплаты 20% всех паевых взносов. Сумму взносов предлагается рассчитывать исходя из общей площади жилых помещений и цены Минрегиона. Правительство области предполагает оказывать содействие в подключении участков к инфраструктуре, а также безвозмездно передавать кооперативу архитектурные проекты и проектную документацию повторного применения на объекты жилищного строительства. Реализация закона, как считают в правительстве области, позволит членам ЖСК приобретать жилье на 30% ниже рыночных цен. Когда жилье через ЖСК будут доступно для простых россиян Несмотря на то что уже накоплен достаточно большой опыт создания таких кооперативов, в первую очередь в рамках Фонда РЖС, для обычных граждан пока не принят законопроект для создания ЖСК. Как сообщила Наталья Коротченкова, в будущем эта программа должна выйти за рамки земель Фонда РЖС. По словам президента Института экономики города Надежды Косаревой, проект закона пылится в Госдуме еще с 2007 года, но так и не принят. "Надеюсь, что в следующем году он будет принят, и такая популярная форма привлечения денег в строительство через кооперативы будет доступна для широких слоев населения, позволит им строить дешевое жилье", – заявила она. При создании ЖСК идет поддержка граждан, а не застройщиков, которые и так получают прибыль. ЖСК по специальным программам будут предоставляться льготы, кредиты, субсидирование, земля, типовые проекты жилья, подключение к сетям и т.д. Это позволит снизить стоимость жилья и сделать его доступным для широкой массы граждан, считает Надежда Косарева. "Основную прибыль от инвестиций в строительство жилья получает девелопер. Подрядчики же имеют небольшую маржу, и на этом рынке в России большая конкуренция. В ЖСК девелоперами и инвесторами является сами пайщики, поэтому и жилье по этой схеме получается дешевле", – поясняет она. В соответствием с законопроектом, ЖСК предполагается создавать как для многоэтажного жилья, так и для малоэтажного и даже индивидуального. По оценке Надежды Косаревой, целевая аудитория ЖСК – семьи со средним достатком. Вступление в такие кооперативы должно быть доступно для 40% и более домохозяйств в России. Только под них нужно выдавать долгосрочные кредиты, чтобы это было действительно доступно гражданам, добавляет она. "Сейчас Фонд РЖС выдает землю в безвозмездное пользование, и пайщики не могут привлечь кредиты у банков под строительство в залог земли. Поэтому сейчас это не очень привлекательно для граждан", – отмечает президент Института экономики города. По мнению эксперта, если выдавать длинные кредиты на 20 лет, то появится большая масса желающих строить по ценам ниже, чем у застройщиков. Стоит отметить, что в Московской области было создано боле 500 кооперативов, так как ЖСК были приравнены к легальной схеме привлечения денежных средств у граждан для строительства жилья наряду с 214-ФЗ. Потом были введены поправки, которые запретили юрлицам становиться пайщиками кооператива. С этим явлением сейчас активно борются, ведь привлечение средств граждан подобными девелоперами-кооператорами признано незаконным. Раньше некоторые застройщики использовали схему ЖСК, чтобы снизить свою ответственность по 214-ФЗ. "Часто застройщиками применяется подложная схема ЖСК, когда кооператив не является застройщиком и, по сути, становится лишь денежным мешком для строительных компаний", – отмечает министр правительства Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Александр Коган. Часть застройщиков и сейчас обходят это правило. При принятии в кооператив пайщика у него берут доверенность, чтобы была возможность принимать за него решения без его присутствия, отмечает Наталья Козлова. По ее наблюдениям, доля ЖСК как схемы реализации недвижимого имущества физическим лицам в последнее время скорее снижается – ее постепенно вытесняет договор долевого участия. Стоит отметить, что сейчас признать обманутыми дольщиками пайщиков кооператива невозможно, потому что ЖСК – это форма самоуправления людей, они должны выступать сами себе застройщиком (нанимая подрядчика), сами контролировать сроки, определять стоимость и т. д. В целом инвесторы и девелоперы, опрошенные "РБК-Недвижимостью", скептически относятся к возможности строительства жилья пайщиками. По их мнению, они не могут управлять строительными процессами сами. Стоит вспомнить, как для принятия какого-либо решения по управлению многоквартирным домом сложно собрать всех жильцов. "В ЖСК обычно выше организационные издержки, связанные со спецификой этой схемы. Дело в том, что высшим органом, принимающим основные решения, например, о смене подрядной организации, является общее собрание пайщиков. Представляете, сколько нужно потратить сил и времени, чтобы собрать собственников четырехсот квартир? Это практически невозможно", – считает Наталья Козлова. Президент Института экономики города более оптимистично смотрит на будущее ЖСК в России. По ее мнению, граждане смогут привлечь управляющую компанию по контролю за строительством за фиксированную плату. Также к подрядчикам должны быть установлены жесткие квалификационные требования, чтобы устранить недобросовестных застройщиков. Закон о выделении бесплатных земельных участков для ЖСК http://www.aif.ru/money/26816 Жилищные кооперативы граждан получат землю под строительство домов от государства бесплатно. Кто и на каких основаниях может вступить в такие кооперативы, на днях определило правительство. Земля. Бесплатно! Admin: Хоть что-то полезное Медвед для России сделал, ито неизвестно как это работает и вообще работает ли на практике.

Ответов - 2

Nikolay: Как безвозмездно получить землю под строительство жилья в России http://riarealty.ru/useful_advices/20121003/398508002.html Федеральный фонд развития жилищного строительства (Фонд РЖС) полностью определился с механизмом передачи земельных участков жилищно-строительным кооперативам, создаваемым из числа отдельных категорий граждан. Председатель Совета научной молодежи Сибирского отделения РАН Андрей Матвеев, который имеет непосредственное отношение к созданию пилотного ЖСК на земельном участке Фонда РЖС в Каинской Заимке, рассказал РИА Новости о порядке создания кооператива, выделения земли, строительстве жилья и других практических тонкостях. Процесс создания таких ЖСК и передачи им земли регулируется федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и принятыми в соответствии с ним постановлениями Правительства Российской Федерации об утверждении перечня категорий граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооперативов, и об утверждении типового устава ЖСК. Отдельные категории граждан, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 108, могут рассчитывать на безвозмездное предоставление земельных участков площадью до 10 соток для строительства малоэтажных индивидуальных жилых домов, а под возведение таунхаусов – на участках до 4 соток. Рекомендуемая общая площадь малоэтажных индивидуальных жилых домов и таунхаусов составляет не более 150 квадратных метров. Рекомендуемые минимальные площади жилых помещений коттеджей и таунхаусов составляют не менее 14 квадратных метров общей жилой комнаты, спальни площадью не менее 10 квадратных метров и кухни минимум на 8 квадратных метров. Также закон допускает строительство таким кооперативом многоэтажного многоквартирного жилого дома. Право имеющие Впрочем, в такой кооператив может вступить не каждый гражданин – ведь данный ЖСК должен на 100% состоять из лиц, удовлетворяющих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 108, а в категорию избранных попадает далеко не каждый госслужащий или научный работник. Поэтому если земельный участок большой, а членов кооператива набралось маловато, то землю придется разделить на две части, выделив подходящий по размеру участок. Либо можно попробовать “добрать” потенциальных участников из других категорий, прописанных в постановлении, создав впоследствии совместный кооператив. Например, РАН может пригласить в кооператив работников вузов. Согласно постановлению создать жилищно-строительный кооператив могут: - работники ФГУПов, являющихся научными организациями, федеральных государственных учреждений, а также государственных научных центров; - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - молодые ученые (кандидаты наук в возрасте до 35 лет и доктора наук в возрасте до 40 лет), научные или инженерно-технические работники (за исключением административно-технического и обслуживающего персонала), для которых работа в государственных академиях наук, организациях, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им (за исключением организаций социальной сферы), является основным местом работы, - научные или инженерно-технические работники (за исключением административно-технического и обслуживающего персонала), - научно-педагогические работники федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования; – федеральные государственные гражданские служащие; – работники федеральных государственных общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры; - граждане до 35 лет из числа вышеуказанных лиц, являющиеся родителями в семье, имеющей от одного ребенка, - граждане из числа вышеуказанных лиц, являющиеся родителями в семье, имеющей трех и более детей. Это категории граждан, к которым требования устанавливаются на федеральном уровне постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 108. Кроме того, членами кооперативов могут стать работники учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления. Это работники государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, учреждений высшего профессионального образования, здравоохранения и культуры. Для указанных категорий граждан требования устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Категории и стаж Для каждой категории граждан установлены свои основания для их включения в списки членов кооператива. Общими основаниями для всех являются: – наличие определенного стажа работы (семь лет для инженерно-технических работников и пять лет для всех иных категорий, три года для федеральных государственных гражданских служащих), Важно отметить, что это самые важные требования, а степень и возраст не важны. Наличие научной степени и определенного возраста учитывается только для вступления в кооператив молодых ученых (кандидатов наук в возрасте до 35 лет и докторов наук в возрасте до 40 лет). Причем для работников РАН стаж засчитывается либо научный, либо инженерно-технический, а вот наличие смешанного стажа, который имеется у многих молодых ученых не проходит. – отсутствие земельного участка, предоставленного государством для индивидуального жилищного строительства после вступления в силу федерального закона от 21 июля 1997 года номер 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (за исключением молодых ученых), – признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ Однако последний критерий применяется только в случае подачи в Фонд РЖС ходатайства об отборе земельных участков из участков, находящихся в федеральной собственности или собственности фонда. Дело в том, что закон предусматривает два вида ходатайств, которые могут быть направлены в Фонд РЖС организациями в целях передачи земельных участков кооперативам, создаваемым из работников этих организаций. Первый вариант – когда организация ходатайствует о передаче кооперативу своего собственного земельного участка. Этот тип ходатайства не предусматривает признание членов создаваемого кооператива, нуждающимся в жилых помещениях. Причем при подаче в фонд ходатайства о передаче земельного участка кооперативу в отношении земельного участка, предоставленного иному федеральному органу исполнительной власти, иным федеральным организациям либо составляющего казну РФ, критерий признания нуждаемости в жилых помещениях применяться также не будет. Второй вариант ходатайства – об отборе Фондом РЖС земельного участка из земель, находящихся в федеральной собственности, или в собственности фонда в целях последующей передачи кооперативу в случае отсутствия у организации земельного участка, который может быть использован для жилищного строительства. В этом случае члены кооператива должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Порядок рассмотрения ходатайств предусматривает и возможность подачи совместного ходатайства несколькими федеральными государственными органами. Критерий признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях при создании такого совместного кооператива также применяться не будет. Кроме того, до 31 декабря 2013 года включительно для вступления в члены кооперативов необходимо учитывать требования к виду деятельности организации, работники которой претендуют на вступление в члены ЖСК. До указанной даты в кооперативы смогут вступать работники следующих организаций: – научных организаций, признанных научными организациями-лидерами; – федеральных высших учебных организаций, которые осуществляют подготовку кадров по специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, – иных организаций, осуществляющих реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и иные виды деятельности по перечню критических технологий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2011 г. № 899. К сожалению, иные сотрудники РАН – административно-управленческий персонал (бухгалтерия, канцелярия, юристы, секретари, заместители директоров по общим вопросам и т.п.), работники социальной сферы (детские сады, больницы) – не могут стать членами кооперативов. Порядок обращения Кооператив можно начинать создавать и “сверху” и “снизу” – руководство организации может сказать обратиться к работникам – давайте делать организовывать ЖСК и начать собирать людей. Однако и сами работники могут (например, через профсоюз или советы научной молодежи) обратиться к руководству с данной инициативой. Если земля, находящаяся, например, в ведении РАН, есть, и в ближайшем будущем нет планов на ее использование, то никаких проблем с выходом на Фонд РЖС нет. Такая ситуация сложилась на практике в Красноярске и Томске. Дальше все начинается со списков – делается рассылка с анкетой и определяется количество потенциальных участников и типов жилья. Правление возникает на поздней стадии, когда уже создан сам кооператив. Оно выбирается на общем собрании голосованием, но большую работу нужно проводить и до создания кооператива. Практически это означает, что создается некая инициативная рабочая группа из будущих потенциальных участников. Эта группа плотно работает и с Фондом, и с руководством. Она никак юридически не закреплена. Ее члены являются потенциальными членами будущего правления. В итоге организации обращаются в Фонд с ходатайствами о передаче земельных участков в целях их последующей передачи кооперативам. В таких ходатайствах должны быть указаны – сведения о земельном участке, предполагаемый тип жилой застройки, сведения о потребности в жилых помещениях с числа граждан, претендующих на вступление в кооператив. В случае отсутствия у федеральных организаций земельных участков, которые могут быть переданы кооперативу, в Фонд РЖС могут быть поданы ходатайства об отборе земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Ходатайство об отборе таких земельных участков должно содержать: – сведения о земельных участках федеральной организации, работники которой претендуют на вступление в члены кооператива, – сведения о планируемых вариантах местоположения земельного участка с указанием субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в границах которого должен быть расположен земельный участок, и ориентировочной площади земельного участка, – предполагаемый тип жилой застройки, – сведения о потребности в жилых помещениях с указанием количества граждан, включенных в списки претендующих на вступление в члены кооператива лиц. В случае отсутствия земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Фонд РЖС вправе осуществлять отбор земельных участков из земельных участков, находящихся в собственности Фонда. Передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность Фонда РЖС, осуществляется в общем порядке, предусмотренном федеральным законом номер 161. Предложение Фонда РЖС об использовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в целях их безвозмездной передачи кооперативам утверждается попечительским советом Фонда РЖС. При этом такое предложение может содержать указание на необходимость образования земельных участков из земельных участков, предоставленных федеральным организациям или составляющих казну Российской Федерации, в целях передачи образованного земельного участка в безвозмездное срочное пользование кооперативу. Порядок строительства Законом допускается возможность осуществления жилищного строительства самим кооперативом и гражданином, являющимся членом кооператива, самостоятельно. Учредительные документы кооператива должны соответствовать требованиям, предусмотренным федеральным законом номер 161, а также требованиям типового устава кооператива, утвержденного постановлением правительства РФ номер 558 от 6 июня 2012 года. В случае если кооператив создан в целях строительства жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, учредительные документы кооператива могут содержать положение о том, что члены кооператива вправе самостоятельно осуществить строительство жилья. Земельный участок Фонда РЖС на основании заявления кооператива первоначально передается в безвозмездное срочное пользование кооперативу. После принятия попечительским советом фонда решения о передаче кооперативу земельного участка для заключения договора безвозмездного срочного пользования кооператив должен представить в Фонд РЖС документы, подтверждающие оплату не менее 30% от суммы всех паевых взносов. Сумма таких взносов определяется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, устанавливаемой Минрегионом России в соответствующем субъекте страны. Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком Фонда РЖС заключается на срок: – осуществления жилищного строительства кооперативом (если видом деятельности кооперативов выбрано обеспечение строительства самим кооперативом) – утверждения документации по планировке территории и проведения государственного кадастрового учета земельных участков Фонда РЖС( в случае, если видом деятельности кооператива выбрано лишь строительство объектов инфраструктуры, а строительство объектов индивидуального жилищного строительства будет обеспечиваться членами кооператива самостоятельно). В случае строительства кооперативом многоквартирного дома после уведомления Фонда РЖС кооперативом о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома фонд осуществляет отказ от права собственности на данный земельный участок. В случае строительства кооперативом жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, безвозмездно передаются: 1) земельные участки Фонда РЖС, занятые объектами инженерной инфраструктуры, – в собственность кооператива, 2) земельные участки Фонда РЖС, занятые объектами индивидуального жилищного строительства, – в собственность членов кооператива. В случае строительства объектов индивидуального жилищного строительства, членами кооператива самостоятельно, безвозмездно передаются: 1) земельные участки Фонда РЖС, предназначенные для строительства объектов индивидуального жилищного строительства, – в собственность членов кооператива, 2) земельные участки Фонда РЖС, предназначенные для строительства объектов инфраструктуры, – в собственность кооператива. Решение о передаче земельных участков Фонда РЖС в собственность кооператива или членов кооператива также принимаются попечительским советом фонда после утверждения документации по планировке территории и проведения государственного кадастрового учета образованных земельных участков фонда. Следует учитывать, что если в течение одного года со дня принятия решения о передаче земельный участок не передан кооперативу в связи с тем, что кооператив не создан или не удовлетворяет условиям закона, то фонд вправе распорядиться таким земельным участком иными способами. Помимо бесплатного предоставления земельных участков кооперативу Фонд РЖС может оказать содействие в подключении многоквартирных домов, жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом строительство объектов инфраструктуры в границах земельных участков, предоставленных кооперативам, будут обеспечивать кооперативы. Также фонд может безвозмездно предоставить права на использование ряда архитектурных проектов и проектной документации по объектам жилищного строительства. Итоги и выводы В итоге от граждан требуется не так уж много – при наличии подходящего участка необходимо принять на уровне руководства принципиальное решение о создании кооператива, потратить примерно месяц на анкетирование (сбор информации о потенциальных участниках), обратиться в Фонд с ходатайством. Фонд потратит на анализ ходатайства и изъятие земли еще примерно один-два месяца. Если нужно, то также изменит статус земли – переведет в территории “для жилищного строительства”, или присоединит к ближайшему населенному пункту. Возможно, понадобится дополнительное межевание и проектирование, проведение общественных слушаний. Это все может быть сделано достаточно оперативно (если планируется строительство одного дома), или занять много времени, особенно если на территории есть проблемы – несогласные жители, объекты гражданской обороны и другие сюрпризы. В целом это все может занять от трех месяцев до года, а при социально напряженных ситуациях еще больше. После решения Фонда по ходатайству еще месяц займет создание кооператива. Потом может уйти еще примерно три месяца, чтобы собрать 30% от стоимости жилья, рассчитанной по цене Минрегиона (это требование ФЗ №161 для заключения договора безвозмездного срочного пользования между кооперативом и Фондом), а затем можно получать землю и строится. Еще могут возникнуть сложности с инфраструктурой. Если “внутри” участка ее будет делать кооператив, то “внешняя” – вопрос не простой. Необходимо привлекать возможности региона и федерального центра, монополий. ЖСК может самостоятельно выбрать подрядчика, который будет осуществлять строительство и проектирование. Думаю, что тут следует исходить из соотношения цены и качества. Важно отметить, что земля в Академгородках обычно дорогая, а предоставляемые участки находятся относительно недалеко от институтов. Однако экономия достигается не только за счет земли – Фонд бесплатно предоставляет ЖСК типовые проекты домов из своей базы (экономия от 100 до 200 тысяч рублей), помогает с подключением к «внешней» инфраструктуре. Также в 2012 году молодым ученым Сибирского отделения РАН предоставляется субсидия от Фонда в размере 30% от стоимости пая, но не более стоимости 33 квадратных метров жилья, рассчитанных по Минрегиону (это в среднем по РФ около 30 тысяч квадратных рублей за «квадрат», что в итоге может составить почти 1 миллион рублей). С 2013 года эту субсидию будет предположительно выплачивать Минрегион. Кроме того, для участников подобных проектов разработан специальный кредитный продукт от Сбербанка, особенностью которого являются небольшие проценты по кредиту при условии, что кредит выдается под залог имеющегося жилья или под поручительство третьих лиц и наличии зарплатного проекта в Сбербанке. Председатель Совета научной молодежи Сибирского отделения РАН Андрей Матвеев

Nikolay: НОВЫЕ ЗАКОНЫ ПО ЗЕМЛЕ В РОССИИ Купить участки для дачи и под строительство станет в России проще и дешевле. Для желающих приобрести участок отпадает необходимость "договариваться" с местной властью. Можно потребовать у муниципалитета выставить на продажу приглянувшиеся сотки. На подпись президенту РФ передан объемный закон о крупнейшей за последние четырнадцать лет земельной реформе. В оборот будет вовлечено огромное количество новой земли. С молотка пойдут и невостребованные земли в федеральной собственности, а также долгострой. Расширяются возможности для получения участка бесплатно в малонаселенных районах.Дачники получат право на так называемую прирезку земли. Новый закон также вводит процедуру формирования участков по инициативе граждан и бизнеса. В пределах границ каждого муниципального образования заранее будет ясно, что и где можно строить. Об этих новшествах "Российской газете" рассказал заместитель министра экономического развития Павел Королев, представлявший от имени правительства РФ законопроект в Федеральном Собрании. Павел Эдуардович, раз доступных для покупки участков станет больше, значит, цены на них упадут? Павел Королев: Да, если верить учебнику экономики, рост предложения на рынке снижает цены. Но каждая территория имеет свои особенности. Например, в Подмосковье, где рынок перегрет, сложно ожидать снижения цен. Очевидно, однако, что распределение участков приобретет более народный характер, а спекулятивной составляющей будет меньше. Людям будет проще купить участок напрямую у муниципалитета, а не у перекупщиков. И кто сможет получить землю бесплатно? Павел Королев: Ясно, что в глухой глубинке продавать участки с торгов бессмысленно, на них просто никто не придет. Напротив, туда нужно людей привлекать. Поэтому в малонаселенных местностях специалисты, которых на селе не хватает, смогут получать земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении шести лет - в собственность. Перечень таких муниципальных образований и категорий граждан будет устанавливаться региональными законами. Вы говорили, что дачники получат возможность прирезать себе землю. Как это сделать? Павел Королев: Это очень важное изменение для граждан - возможность легально за плату оформлять так называемые прирезки к своим дачным, садовым участкам, участкам под жилыми домами. Естественно, если это не земля общего пользования или не участок соседа. Цена на эту землю будет значительно ниже рыночной, поскольку никаким другим образом ее использовать нельзя. Тем более что, как правило, речь идет об уже фактически огороженных землях. Такие самозахваты встречаются сплошь и рядом. А как будет решаться судьба долгостроев? Павел Королев: Под стройку земля с торгов будет отдаваться в аренду только на нормативный срок строительства, максимум на 10 лет. По истечении этого срока орган местного самоуправления имеет полное право участок вместе с долгостроем продать. Чтобы жители не ходили десятилетиями вокруг огороженного котлована. Это заставит застройщиков более ответственно относиться к своим проектам. И все это станет возможным благодаря новому закону. Как же изменится порядок предоставления муниципальной земли? Павел Королев: Перемены будут очень существенными. Сейчас система распределения земельных ресурсов непрозрачна, во многом противоречива, обременена излишними согласованиями и тянется слишком долго, иногда до трех лет. Вопрос о том, выставлять свободный муниципальный участок на продажу или нет, решается произвольно местными властями, нет исчерпывающего перечня причин для отказа в предоставлении участка, установленных сроков для принятия органами власти необходимых решений. Определены только сроки кадастрового учета и регистрации права собственности. Все остальное - на усмотрение чиновников. Потенциальные покупатели земли вынуждены выступать просителями, "договариваться" с местной властью. Новый закон разрабатывался, обсуждался 5 лет, он обобщил почти 25-летний опыт выстраивания рыночных правоотношений в землепользовании. В нем много детально прописанных процедур прямого действия (неслучайно документ занимает более трехсот страниц), с конкретными и достаточно краткими сроками их выполнения. В целом они не должны превышать трех месяцев. Избыточные согласования исключены? Павел Королев: Конечно. Теперь не надо готовить и согласовывать акт выбора участка, который дублирует градостроительную документацию. Именно с актом выбора сегодня связаны почти все неформальные отношения с органами власти при предоставлении участка. При подготовке акта выбора орган власти по своему усмотрению решал, какой объект и с какими параметрами построить. Фактически это превратилось в переговорный процесс между органами власти и заявителями. В этом году по всей территории страны завершается утверждение правил землепользования и застройки. Поэтому теперь вопрос о том, какой объект и с какими параметрами можно построить, уже не может быть предметом переговоров - это должно быть определено в градостроительном регламенте. Соответственно, порядок предоставления земельных участков будет основываться на генплане территории, правилах землепользования и застройки, а также документации по планировке территорий. Что это означает на практике? Павел Королев: Это означает, что власть должна понимать перспективы развития "своего" муниципального образования и заранее определить предназначение той или иной ее части. В том числе зарезервировать то что может потребоваться в будущем. Иначе говоря, власть должна быть компетентна. Таким образом, мы входим в режим внятного управления земельными ресурсами, когда потенциальный правообладатель, инвестор понимает, что, к примеру, вот здесь он может строить здание, но не выше трех этажей. Альтернатива - нынешний режим постоянных переговоров с администрацией, торга за то, чтобы получить участок или построить дом на один-два этажа выше. Гражданин или юридическое лицо, глядя на публичную кадастровую карту, будет видеть, на какие земли он может претендовать, и выбирать участок, исходя из уже определенных параметров застройки. Определившись с участком, нужно подать заявление с требованием выставить его на продажу. Если участок не сформирован и нет утвержденного проекта межевания территории, а обычно это именно так, то заявитель разрабатывает схему его расположения на кадастровом плане, которую власти должны согласовать в течение 30 дней - на этот счет в законе также предусмотрена прямая норма. А далее муниципалитет обязан объявить о готовящейся продаже и, при наличии хотя бы двух претендентов, провести торги. Начальной ценой будет кадастровая стоимость участка. А если случится, что уже внесенный в кадастр за счет заявителя участок уйдет на торгах другому покупателю? Павел Королев: Гражданам, которые претендуют на участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, это не грозит. Они будут тратиться на кадастровые работы уже после того, как власти проведут предварительную публикацию и убедятся в отсутствии других претендентов на участок. Для юридических лиц такой риск существует, но он несопоставим с полной невозможностью подойти к торгам, как это происходит сегодня. Сохраняется возможность предоставления участков без аукциона, но по закрытому перечню оснований - многодетным семьям, под объекты государственного и муниципального значения, сельхозпроизводителям после трех лет аренды и т. д. 90 процентов территорий некоторых муниципальных образований находится на федеральных землях. Что будет с землями, находящимися в федеральной собственности? Павел Королев: Они будут переданы в муниципальную собственность. Это может коснуться более половины всех федеральных земель, если не считать лесной фонд. Не подлежат передаче муниципалитетам только те земли, которые необходимы для реализации федеральной властью своих полномочий. Но скорость этого процесса будет зависеть от активности местных властей. По сути, это ввод в экономический оборот очень мощного земельного ресурса. У нас же все предприятия еще не так давно были государственными, и до 90 процентов территории некоторых муниципальных образований до сих пор приходится на земли в федеральной собственности. После передачи в муниципальную собственность муниципалитет может выставить их на торги, может отвести их под социальные, культурные объекты. Представим ситуацию, когда в центре города на месте обанкротившегося предприятия находится большой участок земли в федеральной собственности. На нем после передачи муниципалитету могут устроить парк или построить больницу. Насколько муниципалитеты готовы ко всем этим переменам? Павел Королев: Муниципалитетам реформа выгодна. Она делает их экономически сильнее, и это очень важно, потому что у них - все полномочия, на них все обязанности, а ресурсов у них мало. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что недобросовестным главам муниципальных образований придется расстаться с возможностью торговаться самим и находиться в процессе вечных переговоров. Закон вступает в силу 1 марта 2015 года. Зачем нужна такая длительная отсрочка? Павел Королев: За это время нужно издать ряд подзаконных нормативных актов правительства РФ. Синхронизировать принятые федеральные акты с рядом ведомственных, а также региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами. Органам местного самоуправления нужно подготовиться к реализации полномочий. А мы окажем за этот период содействие в их практическом правоприменении. Игорь Зубков



полная версия страницы